Если ваш ребёнок участвует в работе над
проектом, то какова ваша роль?
Участие в
проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для родителя. Проект
подразумевает самостоятельную деятельность ребенка, однако задача родителя-
знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и
результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он
обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации
наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право
свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Выполнение
проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
- выбор темы
проекта;
- выдвижение
первоначальных идей;
- выбор
лучшей идеи;
- планирование
проектной деятельности;
- оценка и
самооценка проекта.
- презентация
проекта.
Рассмотрим,
какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
На
этапе выдвижения первоначальных
идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:
- помочь
ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
- записать их
на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в
столбце.
Пусть
эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше
выбор.
Следующий
этап: выбор
и формулировка темы проектной работы.
Возможные
действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Затем идёт формулировка задачи
проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в
правильной формулировке задачи проекта.
При разработке плана и структуры
выполнения проекта
возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают
спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в
корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом
особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей
требует определение промежуточных сроков работы.
На следующем этапе идёт обсуждение
возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными
частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с
детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие
части и определить срок выполнения каждой.
Затем исполнители проекта составляют
программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь
скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия
для выполнения этого плана.
Очень важна помощь родителей на
следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта.
Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить
или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме.
Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок,
помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной
информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение,
эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.
При распределении конкретных заданий и
заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться
вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей,
объяснение обязанностей).
На этапе подготовки выводов по
результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной
правке, грамматическом и стилистическом контроле.
По результатам выполнения проекта
готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь
провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление,
снять волнение детей перед выступлением.
И, наконец, работа по проекту
заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы,
которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте.
Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.
Таким образом, в ходе работы над
проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
- консультируют;
- отслеживают
выполнение плана;
- решают
оперативные вопросы;
- помогают
в предварительной оценке проекта;
- участвуют
в подготовке презентации;
- обеспечивают
наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
- Работая
вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми.
Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
- Огромное
значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом)
из неполных и проблемных семей. Общение с родителями одноклассников может
сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной
проектной деятельности дети узнают много нового, восполняют дефицит общения с родителями,
у них формируется навыки проектной деятельности, уважение и взаимопонимание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий